Создатели

Когда мне становится тесно в рамках, которые я сама себе устанавливаю, я выхожу за них и проверяю, на что ещё способна

Алёна Козиол — художница из Тюмени, участница творческого сообщества «Все свои». Выставлялась на Уральской биеннале 2019 года и в галереях Австралии, Италии, Испании, Венгрии и Мексики.


Как ты пришла к искусству?

Я не могу сказать, что осознанно выбрала путь художника. Просто родилась художником, искусство всегда было для меня естественным проявлением. Я начала рисовать в самом раннем детстве и знала, что моя профессия будет связана с творчеством. 


Как ты можешь охарактеризовать свой стиль?

Магический реализм. Это художественный стиль, в котором магические или мистические образы вписаны в реалистичную картину мира. Он зародился в Латинской Америке. Ему присущ дуализм и двоемирие. Также я использую различные символы и зашифрованные послания.


Расскажи про первую выставку. Что ты почувствовала, когда увидела свою работу?

Первая серьёзная выставка проходила в моём институте, ТюмГУ, на кафедре изобразительных искусств. Её организовали наши преподаватели на первом курсе, собрав лучшие творческие работы. Также они предложили создать молодёжное объединение тюменского отделения Союза художников России. Я почувствовала, что обладаю для этого потенциалом и двигаюсь в правильном направлении. Тогда я ещё раз убедилась, что хочу быть художником.

Где проходила твоя первая зарубежная выставка, как ты вышла на этот уровень? 

Первая зарубежная выставка, на которую я отправляла работу самостоятельно, состоялась в Милане, в независимой арт-организации. Это была выставка-конкурс. Я получила предложение по почте. Предварительный отбор проходил онлайн, а прошедшим в финал художникам нужно было отправить работы в Италию.

Страха не было, я была рада получить такой опыт. После экспозиции я лично забирала картину, познакомилась с главным организатором и получила в подарок каталог с работами всех участников выставки. Мне вручили его со словами, что я юна и талантлива, и что они будут рады моему участию в последующих выставках.


В каких ещё международных выставках ты участвовала? 

После выставки в Милане я сосредоточилась на поиске open call в европейских городах. Я уже говорила на испанском, поэтому было интересно выставиться именно в Испании и заодно попутешествовать.

Я нашла небольшую галерею в Барселоне, параллельно снова получила приглашение на выставку в Будапеште. Так я поехала с работами в Испанию и оттуда добралась до Венгрии. После этого ещё раз выставлялась в галерее Барселоны и дважды в одной небольшой галерее Милана.


Где и как ты провела первую персональную выставку за границей? 

Я прожила в Мексике примерно год, а когда полетела туда снова, взяла с собой картины и была нацелена выставить их там. 

Я поехала в город Сан Мигель — это местная Мекка для художников, город, живущий исключительно искусством. Там я зашла в несколько галерей и попросила дать мне контакты, чтобы связаться с ними и выслать портфолио. В итоге одна из галерей отобрала пять моих работ, чтобы выставить у себя. 

Мексиканцы умеют читать между строк, в моих работах они увидели светлые послания, скрывающиеся за мрачностью, которая порой пугает тюменцев. Самый приятный момент был, когда один из местных художников подошел ко мне и сказал, что ожидал увидеть взрослую женщину лет пятидесяти, такими зрелыми ему показались работы.

Это, пожалуй, пока что лучший комплимент за всю мою жизнь.


Что ты посоветуешь художникам, которые тоже хотят выйти на международный уровень? 

Посоветую готовить портфолио и искать варианты. Лучше сразу на иностранном языке и связываться с организаторами, а также не бояться предлагать себя. Согласование проходит легко: сначала нужно отправить заявку и портфолио, пройти отбор и чаще всего внести небольшой взнос.

Также важно присутствовать на открытии выставки, потому что можно лично познакомиться с организаторами и другими художниками, посмотреть, как всё работает в другой стране.


Менялся ли твой стиль? 

Да, конечно. Мне кажется, постоянно делать что-то одним способом — это, как минимум, скучно. Когда мне становится тесно в рамках, которые я сама себе устанавливаю, я выхожу за них и проверяю, на что ещё способна. 

Раньше я много работала в графике, позже перешла на масляную живопись, но по-прежнему создавала картины в пластическом реализме, то есть брала за основу более условные формы. А несколько лет назад обратилась к фигуре и постепенно укоренилась в этом. Затем решила создавать объёмные работы, так я начала делать инсталляции и пришла к современному искусству. Мне захотелось освоить пространство, найти ещё один путь самовыражения. 

При этом я не ограничиваюсь позиционированием себя именно как современного художника. Предпочитаю быть просто художником. Мне стало интересно, как я могу использовать свои инструменты в современном искусстве. При этом я не собираюсь забрасывать живопись. Я очень люблю писать картины и погружаться в этот процесс с головой, не боясь, что они могут выглядеть несовременно.


Какие у тебя мечты и планы? 

Хочется, чтобы мои работы, в которые я каждый раз вкладываю частичку своей души, находили отклик, становились ценными для кого-то другого и радовали этого человека. Ещё, думаю, хотелось бы, чтобы однажды мои работы выставили в Museo de arte moderno в Мехико.

Были ли у тебя моменты, когда казалось, что быть художницей — это не твоё?

Никогда. Были моменты выгорания, опустошенности после долгой работы над проектами, но я никогда не сомневалась в том, что это моё. Я понимала, что это всего лишь усталость и нужно просто отдохнуть. Я делаю то, что делаю, потому что не могу без этого. Я счастлива осознавать, что однажды интуитивно нашла своё призвание и рада заниматься любимым делом и стремиться к развитию.