Создатели

С большим удовольствием ищу способы, как можно больше заработать на том, что нравится — гончарной школе и розничной продаже авторских коллекций



Евгений Бочарников — керамист с пятилетним стажем, бывший владелец и создатель RetroХаус, владелец и основатель новой гончарной мастерской «Свобода».

Фильм «Привидение», неповторимый Патрик Суэйзи и прекрасная Деми Мур и одна из самых романтических сцен мирового кино с лепкой из глины. Кто не хотел оказаться на месте персонажей? Герой нашего интервью Евгений Бочарников подарил такую возможность тюменцам и открыл в городе уже две мастерских.

О том, как начать дело с нуля, творческом бизнесе, рутине в любимом деле и открытии новой гончарной мастерской во время пандемии в нашем интервью. 

гончарная мастерская «Свобода»

Вы начинали дело с нуля. Как быстро вышли в плюс? 

С керамикой очень сложно выйти в плюс, так как все специализированное оборудование стоит дорого: дорогие гончарные круги (40-70 тыс), дорогие печи (200-400 тыс), дорогие материалы. В плюс стали работать, только когда появились большие заказы на посуду. 
Когда я открывал RetroХаус — первую гончарную мастерскую в Тюмени — страхов не было. Только уверенность, которая держалась на идее и энтузиазме. 

В чем ошибка молодых предпринимателей?

В отсутствии опыта и понимании структуры зарабатывания денег. Всем, кто начинает свой бизнес всегда говорю: «Прежде чем вкладывать большие средства на открытие бизнеса, заработай их на своем продукте/услуге. И то, что заработал, уже вкладывай. А когда набьешь шишек, хапнешь горя и радости, наберешься опыта и твой бизнес-младенец наконец встанет уверенно на ножки, тогда можно наконец вкладывать большие деньги на расширение». 

гончарная мастерская «Свобода»

Большинство начинающих предпринимателей думают, что вот сейчас они вложатся и дело разом запустится и пойдет доход. А этого не происходит, особенно если это что-то новое на рынке. Но и с франшизами тоже бывает так. Нужно вырасти вместе со своим делом с нуля, чтобы понимать в какую сторону развиваться.

Я за то, чтобы сообщество керамистов развивалось.

Как затмить конкурентов?
Я никогда не пытался затмить конкурентов и вообще не советую пользоваться таким подходом со словами «затмить» или «подавить». Я за то, чтобы сообщество керамистов развивалось. Лично я выбрал самый простой способ конкуренции — сделал что-то новое, другое, нежели у остальных.

Как начать зарабатывать на хобби? 

Во-первых, это должно быть востребовано. Уж простите, но если делать что-то абсолютно не актуальное, интересное еще парочке людей на этой планете, о каком заработке может идти речь. Нужно следить за трендами и быть гибким. Во-вторых, не все умеют зарабатывать. Возможно, вы мастер до мозга костей и глубины души, и ваше естество — творить. Но лучше постараться найти человека себе в помощь, кому будет интересно реализовывать этот продукт/услугу. 

гончарная мастерская «Свобода»

Творческий бизнес — это про что?

Каждый решает сам. Лично для меня это про творчество, ставшее бизнесом, а для кого-то будет про бизнес в творческой сфере. Как и везде, тут, конечно, нужен баланс. Если думать только о деньгах, в творчестве погаснет огонь и дело потеряет душу. А если думать только о творчестве — дело загнется без дохода.

Не превращается ли любимое дело в рутину при этом? 

Может превратиться очень просто. Тут важно, чтобы интерес был заработать больше, но именно любимой сферой. 

Приведу личный пример. В какой-то момент в RetroХаус мы стали брать большие заказы на посуду. Да, денег было куча, но при этом я не заметил, как быстро утонул в рутине производства. От творчества и вдохновения не осталось и следа. Постоянные встречи с заказчиками, заказы материалов, документы, увеличение штата, горы продукции, постоянное производство одного и того же. А после — серьезный творческий кризис. Тогда я настолько потерял интерес к делу, что продал мастерскую и на полгода отошел от керамики. Сейчас решил, что большие заказы больше не буду брать. Только если они очень интересные. Сейчас с большим удовольствием ищу способы, как можно больше заработать на том, что нравится — гончарной школе и розничной продаже авторских коллекций.

гончарная мастерская «Свобода»

Кто целевая аудитория гончарного дела?

Посуда, которую мы делаем — для любителей прекрасного. Школа — для тех, кто хочет почувствовать себя создателем.

Час лепки и вы спокойны как слон.

Лепка успокаивает?

Глина — удивительный материал, живой и пластичный. Когда создаешь изделие из глины своими руками, ты познаешь, что значит творить по-настоящему. Также глина очень энергоемкая, отлично забирает стрессовые эмоции. Час лепки и вы спокойны как слон.

Почему именно керамика? 

Я сугубо творческая личность, много чем занимался и занимаюсь: леплю, рисую, пишу, танцую. Но, в первую очередь, я — визуал. Поэтому в керамику влюбился сразу, глина — удивительно красивый материал. 

гончарная мастерская «Свобода»

Керамика — это интровертный процесс? 

Я — профессиональный потомственный педагог, да еще и творческий. Поэтому мне это не присуще. Но большинство керамистов интроверты и иногда даже социопаты: лепят сами по себе. 

Где учат гончарному делу?

Лично я учился самостоятельно. Но у нас в Тюменском государственном институте культуры учат на керамистов. Спросом специальность не пользуется. К слову, у нас в мастерской «Свобода» есть курсы по основам гончарного ремесла.

Для меня сидеть без дела и ждать — страшнее любого кризиса.

Почему оставили открытие мастерской «Свобода» на время пандемии, а не перенесли?

Был план открыться 6 апреля, готовились к этому дню долго и тщательно. Заранее, конечно, не могли знать, что будет в апреле. Для меня сидеть без дела и ждать — страшнее любого кризиса. Мы решили не отступать, а импровизировать и креативить. Упаковывали наборы для лепки, развозили их и созванивались онлайн с участниками мастер-классов.

гончарная мастерская «Свобода»

Онлайн-формат был новым опытом?

Если честно, давно планировал делать что-то подобное. И благодарен пандемии за толчок к работе. Мозги у команды в это время работали на полную, делали все быстро. Видео записывал дома на смартфон, монтировал также. Так что карантин пролетел незаметно и в динамичной работе. 

Нет желания переориентировать мастерскую на онлайн-режим? 

Как невозможно понять керамику не потрогав глину, так и невозможно заменить личное общение в процессе мастер-класса. Я педагог с очень большим стажем и много внимания уделяю тому, чтобы почувствовать человека, настроится на его волну и постараться понять, зачем он пришел. У каждого свои цели, а моя задача их закрыть. Этому я учу и своих работников. 


Сейчас полностью ушли в офлайн, но онлайн будем развивать обязательно. Все-таки главный плюс такого формата курсов в том, что нет ограничений в географии и количестве.

Во-вторых, пока кто-то горевал, скучал, паниковал, я смог сделать первые заработки.

Большой спрос был во время пандемии?

Развезли около 40 наборов, кажется, что это относительно немного, но я был очень рад и этому. Во-первых, у меня было дело. Во-вторых, пока кто-то горевал, скучал, паниковал, я смог сделать первые заработки. 

Планы на будущее?

Вести школу и расширять форматы мастер-классов. Очень хочу запустить занятия для детей. Сейчас беру этот курс на дальнейшее развитие.