
Как началось увлечение модой?
Мне кажется, я с детства мечтала быть дизайнером. Я люблю моду — это способ самовыражаться, говорить с миром, создавать что-то интересное.
Мне пришла идея заниматься этим всерьез, когда дочке было девять месяцев. Просто заговорили об этом с сестрой, она одобрила, а муж подарил курсы. Я работала стилистом более трех лет: руководила школой стиля New You.
Но в какой-то момент стилистика в обычном понимании стала мне неинтересна. Я поняла, что для меня мало просто разбирать гардеробы и ходить на шопинг с клиентами.
А сейчас ты работаешь...?
Работаю с молодежными пространствами на фрилансе в качестве проектного менеджера, развиваю сообщество [Re]3. Плюс у меня есть зарождающийся проект, связанный и с модой, и с организацией — создание мерча Easy. Мы пока на этапе старта: необходимо доработать продукт и его упаковать. Наша цель — сделать такой мерч, который хочется носить и в обычной жизни: с хорошим качеством и стильным дизайном, с возможностью трансформации, чтобы толстовка могла превращаться в футболку, и с интерактивным и диджитал эффектом.

Что значит интерактивный и диджитал эффект?
Например, мы не просто делаем футболку, а создаем к ней AR-маску. Или, например, создаем виртуальный мерч для онлайн-мероприятия. Есть разные приложения и специальные программы для создания 3D-одежды. Самая популярная 3DCloud. Примерить такой лук можно и через Snapchat, получается эффект как с маской в Instagram, в которой можно ходить и поворачиваться. Также есть чат-бот @Texel_Materia_Bot, куда просто нужно загрузить свое фото.
Иногда мы покупаем новую одежду, потому что хочется на мероприятии засветиться или просто фотку выложить. Но если ты не ходишь никуда, зачем тратить на это ресурсы — свои и планеты, когда можно выставить фоточку в виртуальной одежде.
Интерес к виртуальной одежде тоже связан с экологией?
Да. Когда я была стилистом, у меня случился переломный момент: мне казалось, что я буду счастливее, если у меня будет больше вещей. А когда шкаф уже ломился от одежды, я осознала, что она не дает счастья.
К стилистам приковано много внимания, люди всегда ждут вау-эффекта: «А что еще есть? А покажи еще...» И ты покупаешь, покупаешь и работаешь только на это. Может, виртуальная мода — это идеальное решение для стилиста.
К тому же виртуальна одежда может быть более футуристичной — это тебе не базовый бежевый тренч. Ты можешь позволить себе что угодно и это классно с точки зрения экологии. А реальность ограничена: «Ой, такую короткую юбку я не надену», «Белый цвет меня полнит», «А у меня на это нет денег».

Как ты увлеклась темой экологичный моды?
Забота об экологии не была для меня первичной, и я всегда об этом открыто говорю. Вот носишь хлопковую рубашку и не знаешь, что из-за хлопка высохло целое море. Да, это капец, но меня это как будто не касается.
Все началось с проекта «Школа продюсеров сообществ», которое делала Оля Петрушина. И на этот проект я выбрала тему устойчивой моды, потому что она была нарастающим мировым трендом.
В 2013 году, когда рухнула фабрика в Бангладеше, оказалось, что дети и женщины шьют одежду за копейки в ужасных условиях. И это — реальная цена моды. Постепенно стало понятно, что есть навязаная идея — каждый сезон покупать что-то новое и искать в этом счастье.
Устойчивая мода — это огромная область: и вторичный рынок потребления, и виртуальная одежда, и материалы, из которых создана одежда, и права трудящихся, и цепочки транспортировки.
Мне нужно было сужать свою тему. На этот проект я позвала знакомых ребят, мы начали разгонять идеи и пришли к теме вторичного потребления. «Школа» закончилась, но мы с командой поняли, что хотим идти дальше, и создали проект [Re]3.

Кого ты позвала в команду?
Почти все были моими знакомыми. Например, владелица бутика «Париж» Ира Безверхая. За год до этого она говорила, что хочет сделать ресейл в Тюмени. И я ей звоню:
— Ира, ну что, получилось что-то сделать?
— Ничего не сделали!
— Ну, тогда нам нужно объединяться.
Позвала Олю Бабинцеву, у которой был свой секонд, Олю Городискую, которая делала фестиваль Upcycling life, к нам присоединились Ксюша Банникова, которая делала свой upcycle-проект и Даша Моргендорфер, которая просто обожает секонды и все знает о них. Кто-то не поверил проекту, а кто-то пришел. Так формировалась команда из 12 человек. Все люди были связаны с модой, а не с экологией, потому что мода и самовыражение были первичными.


Какая главная цель вашего сообщества?
Объединение всех участников рынка вторичного потребления, чтобы создавать экосистему: это перепродажа и аренда вещей, ремонт одежды, редизайн и переработка вещей. Важно, чтобы все площадки, которые есть в городе, взаимодействовали, а не конкурировали, потому что нам нужно создавать спрос и улучшать предложение.
Сейчас мы сфокусировались на работе над чат-ботом в телеграме. На его создание мы выиграли грант в конкурсе «Цех». С его помощью люди смогут узнавать, куда в Тюмени можно сдать и кому продать одежду, где купить стильные вещи с ресейла, как правильно ухаживать за ней, читать этикетки. Для нас важно донести до людей весь цикл жизни вещи. И еще важный вектор — улучшение качества секонд-хендов. Ну и в целом — развитие культуры разумного потребления.

Сталкивались ли вы с негативом?
Негатив есть, например: «Я не буду покупать чью-то вещь, это же чужая энергетика». Люди помнят, как что-то приходилось перешивать, потому что не было денег. Это до сих пор их триггерит, особенно тех, кто вышел из 90-х. Но это вопрос ассортимента, потому что и на вторичном рынке можно найти хорошую дизайнерскую одежду.


Где вы находите деньги и площадки для проведение лекций, гаражек и свопов?
Сейчас мы находим организации, которым интересно провести такие мероприятия. Например, мы работали с соседским центром «Видный» — там проходят мероприятия для соседей, есть коворкинг, общая кухня.
Мы пришли к мысли поработать с ними, когда задумались, почему людям сложно сдать старые вещи, допустим, в H&M. Я по себе сужу: да просто не хочу ехать в «Вояж» и еще тащиться с этими баулами по торговому центру, неудобно. А гаражная распродажа вместе с соседями — это другое.
Иногда мы кого-то сами находим, иногда — нас. Например, нам писали с фестиваля «Джем». Важно всю свою деятельность подсвечивать в Instagram, чтобы люди видели, что какой-то движ идет, и тоже захотели.

Ты занимаешься и медиапродвижением?
У нашего комьюнити есть аккаунт в instagram — @re.3community. Там мы освещаем наши проекты и так попадаем в новостную повестку. Еще мы дружим с разными интернет-изданиями и ТВ-программами. Например, недавно вышел большой сюжет про upcycling на канале «Тюменское время». Я как продюсер была рада, что большинство участников сюжета — сооснователи [Re]3.
Какие твои самые амбициозные мечты?
Я хочу достичь такого уровня экспертности, чтобы мы подписали международную конвенцию об устойчивой моде и вторичном потреблении. Создали стандарты, с помощью которых люди могли создавать крутую экосистему в своем городе и регионе. А если рассматривать более приземленные цели, то хочу в следующем году поехать на Петербургский экономический форум и быть спикером в теме устойчивой моды.
