Создатели

Это моя работа мечты


Дарья Новикова — создательница независимого книжного магазина «Никто не спит». 6 декабря у «Никто не спит» был день рождение и им исполнилось 6 лет. В интервью Дарья рассказывает об изменениях за это время, о том, что больше всего любит в своей работе и о любимых издательствах.

Как вы изменились за шесть лет? Представляла ли ты, что вы вот так устроите книжный, или мечтала о чем-то другом?

Раньше мы меняли локацию каждый год. В 2015 году была улица Сургутская, в 2016 – цеха Дома печати на Осипенко, 81, где нашими соседями был фотоклуб «8х10», в 2017 – библиотека ТюмГУ, в 2018 – Школа перспективных исследований ТюмГУ (далее «Школа» – прим. автора). Я всегда шутила, что мы такой «магазин-кочевник», это было в духе моих северных корней, где коренные жители – ненцы – кастлают от одного места на другое.

Но вот уже три года мы находимся в составе городского культурного пространства под условным названием «Книги, кофе, разговоры» — это первый этаж Школы, где помимо книжного есть кофейня «Дисциплина» и зона коворкинга. По сути, мы первый независимый книжный в России при образовательной институции. Когда я говорю про независимый книжный, я подразумеваю три составляющие.


Первая – авторская подборка литературы, то есть каждую книгу мы отбираем лично, ориентируясь на свои интересы и запросы от постоянных покупателей, следим за рекомендациями литературных критиков и просматриваем специализированные сайты, например, «Горький медиа», смотрим на опыт наших товарищей из других городов. ТюмГУ не цензурирует и не диктует нам, какие книги мы должны продавать, и эта свобода в выборе говорит о многом.

Вторая – это так называемое «третье место» — место помимо дома и работы, где ты можешь провести время. Социолог Рэй Ольденбург считает, что третьи места играют важную роль в развитии гражданского общества. Поэтому у нас есть такой небольшой функционал библиотеки, который заключается в том, что ты можешь взять книгу и в пространстве книжного ее полистать, изучить и даже почитать.

Третья – событийные мероприятия: на базе книжного есть киновыходные (недавно мы стали победителями конкурса «Я посещаю» с этим проектом), совместно с арт-группой «Космическая корова» мы устраиваем комикс-читки – перформативный формат публичных чтений, привозим издательства и иногородних авторов, устраиваем мастер-классы, ридинг-клубы и так далее.

Чувствуешь ли ты, что у вас есть комьюнити, как бы ты могла его описать?

Да. Это достаточно большой разброс от студентов Школы до профессуры ТюмГУ, музейные работники, архитекторы и люди, увлекающиеся урбанистикой, участники арт-группы «Космическая корова», музыкальное комьюнити, гуманитарии.


Что ты больше всего любишь в своей работе? А что не любишь?

Во-первых, я люблю, когда приходят новые книги. Этот процесс вскрытия коробки – как новогодних подарков, только он вот не под Новый год, а всегда. Во-вторых, меня радует, когда люди понимают, как работать с пространством, и действительно используют его как третье место. В-третьих, мне нравится, что мы создаем вокруг книжного дополнительные смыслы и ценности.

Мы участвуем в ежегодной акции против домашнего насилия «Не виновата», где второй год выпускаем вместе с арт-группой «Космическая корова» благотворительные сборники; мы привлекаем мейкеров – Rose Aspho совместно с домашней мастерской Zero paper делают из наших чеков открытки, деньги с продажи которых мы перечисляем тюменскому приюту «Лучший друг», швея Лена Перогнат организовала у нас мастер-класс по шитью значков в поддержку правозащитной организации, которую сейчас хотят ликвидировать. У нас можно купить продукцию «Антон тут рядом» — фонда, который помогает в абилитации взрослых людей с аутизмом.

Мне не нравится бумажная-бюрократическая работа, пока я не могу ее делегировать кому-то и занимаюсь этим сама. У меня уйма времени уходит на эту рутинную работу.

Ощущаешь ли ты «Никто не спит» как работу?

Да, это моя работа мечты.


Бывало ли у тебя выгорание? Что поддерживало в этот момент?

Безусловно, в любой сфере у человека возникает выгорание, я не исключение. Очень помогает посещение терапии, советую онлайн-сервис «Ясно», где можно найти себе специалиста по любой проблеме – выгоранию в том числе. Из самопомощи советую прочитать книгу сестер Нагоски «Выгорание», где даются практические советы, как справляться со стрессом и заканчивать стресс-реакцию. Благодаря этой книге я начала бегать и медитировать.


Есть ли у вас связь с другими независимыми книжными в других городах? Если да, насколько вы принимаете их опыт и важно ли это?

У нас очень открытое и дружеское сообщество независимых книжных. У нас даже есть общий чат в телеграме, где состоят все владельцы независимых книжных, там мы делимся новостями или просим совета. Перенимать опыт – это не стыдно и очень важно. Мне радостно от того, что у нас такое поддерживающее сообщество.

У нас тесная связь с книжным магазином «Все свободны», потому что именно к ним мы поехали в 2015 году, чтобы разобраться в формате подобного книжного и посмотреть на внутренние процессы, которые происходят в книжном бизнесе. Тогда Люба Беляцкая и Артем Фаустов, создатели «Все свободны», очень радушно нас приняли и благословили на создание книжного в Тюмени. Мы до сих пор поддерживаем друг друга: например, когда ребята переезжали, мы перевели им денежку, чтобы они могли купить дрель. Только им я могу задать самые стыдные вопросы.

Не секрет, что вместо «Никто не спит» в Школе должен был находиться третий филиал книжного «Пиотровский» (первый – в Перми, второй – в «Ельцин центре» в Екатеринбурге), но создатель Михаил Мальцев посоветовал развивать местную идентичность и пригласить наш магазин занять новое помещение в Школе. До переезда в Школу у нас был небольшой ассортимент, Михаил помог нарастить его до пяти тысяч наименований.


Какие твои любимые книжные издания и вообще товары, которые вы продаете у себя?

Я люблю то, что выпускают издательства No kidding press, «КомпасГид», фонд V-A-C, «Бумкнига», «Белое яблоко» и «Индивидуум». Восхищаюсь штуковинами от архитектурного издательство TATLIN, например, они выпустили вилку с надписью «вечность» (отсылка на срок разложения пластика) или уменьшенную модель гроба Малевича – это брусок, который по сути является архитектоном (нефункциональной  архитектурной конструкцией, которую делал художник). Только представьте: Малевича с нами нет более века, но он нас до сих пор удивляет. Точнее, издательство TATLIN невероятные, это же додуматься нужно. Я горжусь тем, что в книжном представлены открытки, плакаты, керамика и изделия от тюменских мастеров и мастериц.