Создатели

Создавая эти выставки мы печатали и склеивали, рисовали на фотографиях, снимали видео, снимали уже готовое видео, делали коллажи, писали музыку и сочиняли стихи

«Фотоклуб» – сообщество творческих ребят, увлекающихся фотографией и искусством. Его основали студенты третьего курса Школы перспективных исследований, Леонид Харлов, Хайдар Фаруков, Софья Воробьева, Анна Травина и Василий Герасимов. С 2019 года они провели две выставки в онлайн-формате, за это время в «Фотоклубе» поучаствовали около 70 человек. Ребята вдохновляют друг друга, генерят идеи, вместе учатся и творят.

На вопросы отвечала вся группа основателей клуба.


Как у вас появилась задумка сделать «Фотоклуб»?

Мы придумали «Фотоклуб» за обедом в университетской столовой в октябре 2019 года. Для нас это было решением сразу двух проблем: хотелось, во-первых, найти стимул для более серьезных занятий фотографией и, во-вторых, найти единомышленников. 
Сразу стало понятно, что людей с опытом вокруг немного, и поэтому мы сделали что-то вроде свободной фотошколы – одну неделю фоткаем портреты, другую – архитектуру, на третьей говорим, что такое ISO, выдержка, экспозиция и так далее.

Одним из ключевых моментов стало решение перейти от тематической съемки к созданию собственной выставки. Планы были грандиозные, хотелось выставить свои работы и заявить о себе городу и миру.

Более того, спустя полтора года существования «Фотоклуба» мы поняли, что не хотим ориентироваться только на фотографию, потому что есть много других интересных способов создавать. Теперь мы просто про творчество.




Как у вас все устроено?

У «Фотоклуба» нет постоянных участников, состав обновляется примерно каждые два-три месяца. Кто-то остается, а кто-то может уйти – главное, чтобы были люди с желанием думать и делать.

Команда организаторов сложилась благодаря нашей дружбе и стремлению фотографировать. У нас нет четкого распределения обязанностей, но есть общие задачи и каждый делает для «Фотоклуба», что может.

Для подготовки выставок мы вместе определяем тему и несколько подтем, затем делимся на группы и в течение нескольких месяцев занимаемся оформлением идей и их реализацией. Чтобы держать себя в тонусе и быть на одной волне, первый месяц мы проводим еженедельные встречи.


Какие события являются знаковыми для «Фотоклуба»?

Фотопрогулка


Мы хотели разнообразить то, чем занимаемся в фотоклубе, и поэтому в феврале 2020 года мы организовали фотопрогулку по колоритным районам Тюмени. Фотографировать то, что нас окружает – хорошая практика. Так мы исследовали город, искали его культурные коды и запечатлевали это на снимках. Но основной задачей было получить совместный опыт, ведь каждый мог показать одну и ту же локацию по разному, пропустив через собственную призму.






Выставка [Cycles]


Первую выставку мы организовывали в период карантина, и поэтому изначально сделали упор на онлайн-формат. Мы получили достаточно мощную обратную связь – многим понравился визуал и было много лайков (по нашим меркам), но не очень понятно, задумывался ли кто-нибудь над смыслом работ или как-то их разглядывал. Инстаграм – это не лучшая площадка для искусства, потому что иногда ленту здесь листают со скоростью 100500 км/ч.

В этих работах отражены размышления о том, как ненадежна и разнообразна наша память, как идеи используют нас, что вызывает в нас тревогу и многое другое.


Выставка [Cycles]


Выставка [Cycles]



Выставка [Yours, Δ]


Второй раз мы больше экспериментировали, и получилось так, что на выставке «Фотоклуба» не оказалось ни одной фотографии.

Мы рассказывали историю от лица персонажа-нейросети – Δ. При этом не говоря в открытую, что большáя часть работ выставки сгенерирована, а не сделана вручную.
Описания к фото, переводы, тексты для видео и иллюстрированная пьеса – всё это сделали нейросети под нашим кураторством. Признание в том, что Δ на самом деле «не существует» мы опубликовали только через десять дней после начала.

Идея ввести персонажа-нейросеть у нас появилась не сразу, а постепенно эволюционировала из понятия «история». Эту концепцию мы связали с будущим, обманом, неясностью и властью, затем добавились технологии и тот факт, что история – это наука о людях во времени. Так у нас и родилась идея с исследованием человечности с внешней перспективы, с перспективы «другого». Мы размышляли о том, как люди относятся к труду, как представляют рай и будущее, застывшее во времени, как чувствуют мир, как врут и о том, где кончается человеческое.




На этих выставках мы печатали и склеивали, рисовали на фотографиях, снимали видео, снимали уже снятое видео, делали коллажи, писали музыку и сочиняли стихи. В общем, многим в «Фотоклубе» нравится экспериментировать и совмещать разные форматы.


Как создание «Фотоклуба» повлияло на вашу деятельность как фотографов?

Мы, создатели-основатели, фотографировали и раньше, но не так сфокусировано – фотография тут, фотография там. «Фотоклуб» же дал стимул делать что-то последовательное и идейно насыщенное. А если говорить про участников, то есть несколько людей с похожими историями и несколько, начавших фотографировать только придя в «Фотоклуб», и фотографии у них сейчас очень интересные.


Какие у вас планы на будущее?

Хотим и дальше делать выставки. А ещё недавно решили вернуть и немного реформировать формат фотошколы, которая была изначально. Структура такая: в течение двух месяцев проводим четыре спринта на разные темы. Пока придумали такие:

  • Авторы. Нужно делать фотографии, основываясь на стиле какого-либо фотографа;
  • Техники. Использовать случайно выбранный приём;
  • Жанры. Находиться в рамках определенного жанра;
  • Приколы. Снимать фотографии необычным способом, который тоже будет выбран случайно.


Выставка [Yours, Δ]


Выставка [Yours, Δ]



Какого масштаба было бы круто достичь?

Хочется сделать так, чтобы «Фотоклуб» не зависел от личностей, а начал работать институционально, и, может быть, чтобы в ТюмГУ появилось ещё пять фотоклубов. Так веселее будет.


Что вам самим больше всего нравится в участии и в организации фотоклуба?

Леонид: Мне очень нравится думать над какими-то большими идеями, комбинировать их и затем упрощать до визуального или звукового формата. Люблю работать с ограничениями, которые постоянно встречаются на пути. А ещё мне нравится, когда у людей есть задумки и они хотят их реализовать.

Хайдар: Во время обсуждения мне нравится наблюдать за наслоением, трансформацией и развитием идей. Так вы приходите к самым безумным форматам, например сделать фотоработы, основанные на запахах. Но самое приятное – наблюдать за организационной работой, потому что видно, как человек творчески развивается: ищет новые подходы и вдохновляется вашей совместной работой.

Соня: Мне больше нравится участвовать в организации выставок, изучать работы других участников, придумывать, как расположить их в профиле и красиво оформить. В процессе работы над Cycles и публикацией работ я получила уникальный опыт и положительные эмоции.

Аня: Я люблю работать с участниками на стадии обсуждения идей, смотреть, как что-то невероятное рождается буквально на пустом месте. Мне нравится, что мы развиваемся вместе: ты вдохновляешься сам и вдохновляешь других. В каком-то смысле мы все являемся наставниками друг для друга.

Василий: Искусство.




Что бы посоветовали ребятам, которые тоже хотят организовывать креативные штуки в Тюмени?

  • Планируйте, что, когда и как вы хотите сделать. Это помогает понять над чем надо подумать ещё, а что уже хорошо сложилось.

  • Не ждите вдохновения – собирайтесь брейнштормить, записывайте всё, что придёт вам в голову, в том числе и абсурдные идеи, ищите референсы и комбинируйте задумки, ведь даже самые простые вещи можно интересно сочетать.

  • Правильно формулируйте запросы. Дайте понять людям извне, что вы от них хотите. Если вы этого не сделаете, велик шанс, что придут незаинтересованные, и будет плохо и вам, и им.

  • Экспериментируйте с форматами. Не всё лучшее уже придумано. Всегда можно найти или создать то, что вам больше подходит.

  • Не бойтесь заявлять о себе. Даже если вы маленькое сообщество пытайтесь продвигаться: подавайтесь на гранты, общайтесь с другими авторами и просто действуйте, оглядываясь на ваши цели и принципы.


Олвейс йорс, фотоклуб_ни(чи)