Создавая эти выставки мы печатали и склеивали, рисовали на фотографиях, снимали видео, снимали уже готовое видео, делали коллажи, писали музыку и сочиняли стихи
«Фотоклуб» – сообщество творческих ребят, увлекающихся фотографией и искусством. Его основали студенты третьего курса Школы перспективных исследований, Леонид Харлов, Хайдар Фаруков, Софья Воробьева, Анна Травина и Василий Герасимов. С 2019 года они провели две выставки в онлайн-формате, за это время в «Фотоклубе» поучаствовали около 70 человек. Ребята вдохновляют друг друга, генерят идеи, вместе учатся и творят.
На вопросы отвечала вся группа основателей клуба.
Как у вас появилась задумка сделать «Фотоклуб»?
Мы придумали «Фотоклуб» за обедом в университетской столовой в октябре 2019 года. Для нас это было решением сразу двух проблем: хотелось, во-первых, найти стимул для более серьезных занятий фотографией и, во-вторых, найти единомышленников. Сразу стало понятно, что людей с опытом вокруг немного, и поэтому мы сделали что-то вроде свободной фотошколы – одну неделю фоткаем портреты, другую – архитектуру, на третьей говорим, что такое ISO, выдержка, экспозиция и так далее.
Одним из ключевых моментов стало решение перейти от тематической съемки к созданию собственной выставки. Планы были грандиозные, хотелось выставить свои работы и заявить о себе городу и миру.
Более того, спустя полтора года существования «Фотоклуба» мы поняли, что не хотим ориентироваться только на фотографию, потому что есть много других интересных способов создавать. Теперь мы просто про творчество.
Как у вас все устроено?
У «Фотоклуба» нет постоянных участников, состав обновляется примерно каждые два-три месяца. Кто-то остается, а кто-то может уйти – главное, чтобы были люди с желанием думать и делать.
Команда организаторов сложилась благодаря нашей дружбе и стремлению фотографировать. У нас нет четкого распределения обязанностей, но есть общие задачи и каждый делает для «Фотоклуба», что может.
Для подготовки выставок мы вместе определяем тему и несколько подтем, затем делимся на группы и в течение нескольких месяцев занимаемся оформлением идей и их реализацией. Чтобы держать себя в тонусе и быть на одной волне, первый месяц мы проводим еженедельные встречи.
Какие события являются знаковыми для «Фотоклуба»?
Фотопрогулка
Мы хотели разнообразить то, чем занимаемся в фотоклубе, и поэтому в феврале 2020 года мы организовали фотопрогулку по колоритным районам Тюмени. Фотографировать то, что нас окружает – хорошая практика. Так мы исследовали город, искали его культурные коды и запечатлевали это на снимках. Но основной задачей было получить совместный опыт, ведь каждый мог показать одну и ту же локацию по разному, пропустив через собственную призму.
Выставка [Cycles]
Первую выставку мы организовывали в период карантина, и поэтому изначально сделали упор на онлайн-формат. Мы получили достаточно мощную обратную связь – многим понравился визуал и было много лайков (по нашим меркам), но не очень понятно, задумывался ли кто-нибудь над смыслом работ или как-то их разглядывал. Инстаграм – это не лучшая площадка для искусства, потому что иногда ленту здесь листают со скоростью 100500 км/ч.
В этих работах отражены размышления о том, как ненадежна и разнообразна наша память, как идеи используют нас, что вызывает в нас тревогу и многое другое.
Выставка [Cycles]
Выставка [Cycles]
Выставка [Yours, Δ]
Второй раз мы больше экспериментировали, и получилось так, что на выставке «Фотоклуба» не оказалось ни одной фотографии.
Мы рассказывали историю от лица персонажа-нейросети – Δ. При этом не говоря в открытую, что большáя часть работ выставки сгенерирована, а не сделана вручную. Описания к фото, переводы, тексты для видео и иллюстрированная пьеса – всё это сделали нейросети под нашим кураторством. Признание в том, что Δ на самом деле «не существует» мы опубликовали только через десять дней после начала.
Идея ввести персонажа-нейросеть у нас появилась не сразу, а постепенно эволюционировала из понятия «история». Эту концепцию мы связали с будущим, обманом, неясностью и властью, затем добавились технологии и тот факт, что история – это наука о людях во времени. Так у нас и родилась идея с исследованием человечности с внешней перспективы, с перспективы «другого». Мы размышляли о том, как люди относятся к труду, как представляют рай и будущее, застывшее во времени, как чувствуют мир, как врут и о том, где кончается человеческое.
На этих выставках мы печатали и склеивали, рисовали на фотографиях, снимали видео, снимали уже снятое видео, делали коллажи, писали музыку и сочиняли стихи. В общем, многим в «Фотоклубе» нравится экспериментировать и совмещать разные форматы.
Как создание «Фотоклуба» повлияло на вашу деятельность как фотографов?
Мы, создатели-основатели, фотографировали и раньше, но не так сфокусировано – фотография тут, фотография там. «Фотоклуб» же дал стимул делать что-то последовательное и идейно насыщенное. А если говорить про участников, то есть несколько людей с похожими историями и несколько, начавших фотографировать только придя в «Фотоклуб», и фотографии у них сейчас очень интересные.
Какие у вас планы на будущее?
Хотим и дальше делать выставки. А ещё недавно решили вернуть и немного реформировать формат фотошколы, которая была изначально. Структура такая: в течение двух месяцев проводим четыре спринта на разные темы. Пока придумали такие:
Авторы. Нужно делать фотографии, основываясь на стиле какого-либо фотографа;
Техники. Использовать случайно выбранный приём;
Жанры. Находиться в рамках определенного жанра;
Приколы. Снимать фотографии необычным способом, который тоже будет выбран случайно.
Выставка [Yours, Δ]
Выставка [Yours, Δ]
Какого масштаба было бы круто достичь?
Хочется сделать так, чтобы «Фотоклуб» не зависел от личностей, а начал работать институционально, и, может быть, чтобы в ТюмГУ появилось ещё пять фотоклубов. Так веселее будет.
Что вам самим больше всего нравится в участии и в организации фотоклуба?
Леонид: Мне очень нравится думать над какими-то большими идеями, комбинировать их и затем упрощать до визуального или звукового формата. Люблю работать с ограничениями, которые постоянно встречаются на пути. А ещё мне нравится, когда у людей есть задумки и они хотят их реализовать.
Хайдар: Во время обсуждения мне нравится наблюдать за наслоением, трансформацией и развитием идей. Так вы приходите к самым безумным форматам, например сделать фотоработы, основанные на запахах. Но самое приятное – наблюдать за организационной работой, потому что видно, как человек творчески развивается: ищет новые подходы и вдохновляется вашей совместной работой.
Соня: Мне больше нравится участвовать в организации выставок, изучать работы других участников, придумывать, как расположить их в профиле и красиво оформить. В процессе работы над Cycles и публикацией работ я получила уникальный опыт и положительные эмоции.
Аня: Я люблю работать с участниками на стадии обсуждения идей, смотреть, как что-то невероятное рождается буквально на пустом месте. Мне нравится, что мы развиваемся вместе: ты вдохновляешься сам и вдохновляешь других. В каком-то смысле мы все являемся наставниками друг для друга.
Василий: Искусство.
Что бы посоветовали ребятам, которые тоже хотят организовывать креативные штуки в Тюмени?
Планируйте, что, когда и как вы хотите сделать. Это помогает понять над чем надо подумать ещё, а что уже хорошо сложилось.
Не ждите вдохновения – собирайтесь брейнштормить, записывайте всё, что придёт вам в голову, в том числе и абсурдные идеи, ищите референсы и комбинируйте задумки, ведь даже самые простые вещи можно интересно сочетать.
Правильно формулируйте запросы. Дайте понять людям извне, что вы от них хотите. Если вы этого не сделаете, велик шанс, что придут незаинтересованные, и будет плохо и вам, и им.
Экспериментируйте с форматами. Не всё лучшее уже придумано. Всегда можно найти или создать то, что вам больше подходит.
Не бойтесь заявлять о себе. Даже если вы маленькое сообщество пытайтесь продвигаться: подавайтесь на гранты, общайтесь с другими авторами и просто действуйте, оглядываясь на ваши цели и принципы.