аннотация к выставке
Смотри:
о-о-область!
Как часто вы обращаете внимание на то, что вас окружает, когда идете по улице? Всматривались ли вы в фасады зданий? А задумывались ли, что было 100, 200, 300 и больше лет назад на том месте, где вы живете, работаете или часто проходите мимо? Совместно со студией творчества для детей и взрослых «ок.кружок» мы создали выставку, посвященную 80-летию Тюменской области, которая познакомит вас с историей региона поближе.

Концепцией выставки стала фраза «познавая дом». Для детей творчество — ключ к познанию окружающего мира, а также развитию их психики и воображения. Здесь вы увидите произведения юных художников от 4 до 13 лет. Эти работы созданы с целью обратить внимание на историю и отличительные черты Тюменской области. Благодаря детской интерпретации знакомых элементов культуры, мы заново познаем свой дом — познаем родной край, его богатую историю и уникальную природу, под другим углом смотрим на современный локальный контекст.

Вы узнаете о птицах нашего региона, о значимости Шелкового пути, проходившего через Тюмень, об обитателях древнего Сибирского моря и местных ремеслах.

Дети — наше будущее, и очень важно прислушиваться к их мнению, наблюдать, как они видят, чувствуют и осмысляют окружающее. Их милый и наивный взгляд на мир не предвзят и искренен — приглашаем проникнуться красотой региона вместе с ними!

  • «Наличники»
    картон, акриловая краска
    Гуляя по историческому центру Тюмени, можно встретить множество памятников тюменского деревянного зодчества. Особенно привлекают внимание наличники, обрамляющие окна растительным орнаментом и геометрическими узорами. Сейчас мы воспринимаем их как украшения, однако пару столетий назад узоры на окнах служили оберегом жилища и были способом коммуникации с внешним миром. Например, ромбы означают землю, а прямые вертикальные линии — дождь, фигуры вместе являются символом плодородия, как и резные фрукты и растения. Круги означают солнце и луну — языческие символы божеств. Часто встречаются и более практичные символы. Например, если увидите грамоту, свернутую как свиток, значит в доме проживал государственный служащий.

    Представьте, если бы мы до сих пор делали наличники на окна домов и квартир, что бы вы хотели на них поместить? Дети придумали наличники, которые отражают их творческий замысел — сами выбрали темы, а все узоры создавали так, чтобы сохранить идейную целостность. Так, у ребят получился морской наличник с медузами, цветочный наличник, монструозный наличник с разными чудовищами и наличник из жучков!

  • «Фрагменты резьбы по дереву»
    дерево
    Богатство тюменских купцов можно оценить по сложности и изысканности резьбы их деревянных усадеб. Самые примечательные — дом купца первой гильдии Василия Петровича Буркова по адресу ул. Дзержинского, 30 и усадьба городского главы Ивана Васильевича Иконникова, которая затем принадлежала купцу Степану Ивановичу Колокольникову по адресу ул. ул. Республики, 18. Сейчас в усадьбе Колокольниковых находится одноименный музей, который рассказывает историю тюменского купечества. Всего в Тюменской области почти 2000 объектов культурного наследия — от старинных особняков до зданий эпохи конструктивизма.

    Святослав Шитов — профессионал из династии реставраторов, помог нам выбрать узоры для создания фрагментов резьбы по дереву XVIII-XIX веков. Дерево — новый для нас материал, поэтому для первого опыта мы обратились к растительным узорам. В умелых руках деревянная резьба кажется увлекательным и несложным делом, но в действительности ремесло требует творческого видения, уверенных точных движений, большой внимательности, аккуратности и любви к делу. Каждая деталь вырезается специальными стамесками, обрабатывается, шкурится и спустя час превращается в деревянное кружево.

  • «Пленэрные зарисовки Тюмени»
    бумага, тонированный лист, гелевые ручки, акварельные карандаши, маркеры
    С момента появления железной дороги в 1885 году Тюмень стала связующим звеном между западной и восточной частями империи. Из центральной России можно было добраться до Тюмени на поезде, а дальше в Сибирь отправиться на пароходе. Тюменским купцам стало легче вести торговлю с Европой и Азией. В основном продавали отличного качества кожу и пушнину, а покупали бумажные и шелковые ткани, изысканные одеяния, шкуры экзотических животных, чай, пряности и сухофрукты. Активная торговля способствовала накоплению капитала, который купцы вкладывали в строительство собственных усадеб, доходных домов, производств и речного пароходства. Все это повлияло на исторический облик города. Например, сейчас вы находитесь в здании конторы пароходства Антона Васильевича Колмакова. На улице можно полюбоваться фасадом здания первой водонасосной станции в Западной Сибири.

    Каждое лето мы проводим пленэры — практики рисования на открытом воздухе. Эти занятия преследует несколько целей: развитие художественных навыков и умения видеть красивое в обыденном, знакомство с родным городом. Это не академический пленэр, мы не требуем точности в построении и передаче перспективы, но учим детей универсальным способам изображать большие и сложные объекты. Этот опыт может воспроизводиться в других обстоятельствах или даже в другой деятельности, поскольку главная цель пленэра в том, чтобы сложная задача не пугала ребенка, а вызывала интерес. Чаще всего мы рисуем в историческом центре Тюмени. Ребята изобразили деревянные дома на ул. Дзержинского, здание «Конторы пароходства» и водонасосной станции, женский и мужской монастыри, корабли и теплоходы, памятник паровозу ФД21-3031 у железнодорожного вокзала и многое другое. Предлагаем и вам познакомиться с городом вновь через наши летние пленэрные рисунки.

  • «Тюменские храмы в стиле кубофутуризма»
    тонированная бумага, масляная пастель
    В XVII веке каменное строительство в Сибири велось только в Тобольске и Абалаке. В том числе строили и церкви, в популярном тогда стиле русского узорочья, который характеризуется затейливыми формами и обилием декора. На архитектурную форму храмов повлияло русское деревянное зодчество, от чего храмы стали похожи на терема. К XVIII веку каменные церкви стали строить в стиле сибирского барокко, продолжая отдавать предпочтение обилию декоративных элементов. Примером является Знаменский собор на ул. Семакова, 13. Наследие русского узорочья и сибирского барокко можно увидеть в тюменских церквях и более поздних лет постройки.

    На занятиях ребята часто учатся стилизовать и преобразовывать реальность, этот художественный ход нам подсказал наш город. Изучая русское искусство XX века, мы затронули кубофутуризм и с удивлением обнаружили его примеры на улицах Тюмени. Прогуливаясь по улице Челюскинцев, мы увидели на стеклянном фасаде Института государства и права ТюмГУ преломляющееся отражение Спасской церкви. Ребята выбрали несколько тюменских храмов и стилизовали их в традиции кубофутуризма, рисуя здания будто с разных точек зрения и умножая контуры.

  • «Китайские артефакты»
    вазы: коллаж. бумага, гуашь
    дракон: стеклоарматура, оберточная бумага, пленка
    В XIX веке купцы Колокольниковы торговали китайским чаем. Помимо чая из Китая они привозили множество уникальных товаров: фарфор, шелк, изделия из перегородчатой эмали и многое другое. В Торговом доме на ул. Республики, 20 и в усадьбе Колокольниковых по соседству по сей день можно увидеть декоративные предметы из Китая. Особенно привлекают внимание китайские вазы эпохи династии Цин, на которых изображены сады, города, люди, животные и даже драконы!

    Перед созданием собственных ваз ребята узнали историю китайского фарфора и увлекательные факты о нем. Например,что технология производства фарфора являлась государственной тайной в Древнем Китае, а самая дорогая китайская ваза в мире была найдена случайно во время уборки в доме у лондонского юриста.
    Многие китайские вазы украшают как орнаменты и узоры, так и сюжетные композиции. Ребята придумали сюжеты своих ваз и изобразили их тонкой кистью.

    Китайского дракона дети создали вместе с родителями на семейной смене в лесном лагере. Там дракон обладал волшебной силой и защищал ребят от любых невзгод. Будем надеяться, что и в городе дракон не растеряет своих свойств — будет отгонять злые силы и привлекать добрые.

  • «Тюменские коврики»
    смешанная техника, швейные нитки, пряжа, фрагменты фотографий
    В Тюменской области сохранилось уникальное ремесло ручного ковроткачества. У каждого народа есть традиционный узор ковра и множество его вариаций в зависимости от региона. Например, тюменский ковер относится к традиции русского ковроткачества — махровый из овечьей шерсти с черным фоном, символизирующим плодородную землю. Ковер украшает композиция из узоров цветов мака, роз и васильков. В настоящее время в Тюмени находится «Сибирская ковровая фабрика» — единственная фабрика ковров ручной работы в России.

    У ковров есть несколько самых распространенных видов плетения, мы выбрали самый распространенный — полотняный. Каждый ребенок выбирал нити разного цвета и фактуры так, чтобы получить набор-аллюзию на тюменский ковер. Через ковры дети буквально прикоснулись к традиционному ремеслу ручного ковроткачества и сплели вместе частички прошлого и настоящего.

  • «Редкие птицы»
    фольга для чеканки
    В Тюменской области уникальная природа. Более 70% площади региона занимают сибирские леса. Общее число рек на территории области, включая транзитные, порядка 70 тысяч, суммарной длиной 427 тысяч километров. Вместе это способствует благоприятному существованию различных видом животных. Одних только птиц в Тюменской области насчитывается 330 видов. Рябчики, сороки, вороны соседствуют с экзотическими и редкими птицами. Количество видов с юга на север области постепенно сокращается. Чаще на территории региона гнездятся перелетные птицы — многочисленные группы водных и околоводных птиц: лебеди, гуси, казарки, утки, кулики, чайки и другие.

    Для тиснения мы выбрали самых необычных птичек, интересных по форме и фактуре: чернозобую гагру, чомгу, белоголового сипа, кудрявого пеликана, большого баклана, серую цаплю, каравайку, крякву, большого кроншнепа, чирка-свистунка. Работы выполнены на специальной фольге для чеканки. Внешне эта фольга похожа на латунь и визуально напоминает что-то очень теплое, уютное и праздничное, как старинные елочные игрушки.

  • «Кто обитает на дне древнего моря?»
    коллаж, бумага, маркеры, печать на баннере
    Вы знали, что в Тюмени есть море? Да, 160-29 миллионов лет назад на территории Западно-Сибирской равнины существовало море. За миллионы лет впадина моря заполнилась осадочным материалом. Если сейчас посмотреть на почву в разрезе, то можно увидеть «слоеный пирог» из глинистых, песчаных и каменистых пластов. На глубине примерно 1200 метров расположен пористый слой песка, в его пустотах находится морская вода и окаменелости аммонитов, трилобитов и других древних морских обитателей. Жизнь в подземных водах есть и сейчас. Там обитают археи — одноклеточные микроорганизмы, не имеющие ядра и мембранных органелл.

    Узнать, что под нами на большой глубине может быть жизнь и под огромным давлением продолжают существовать останки древнейшего моря, было удивительно и для детей, и для педагогов! Придумывая существ, мы представляли, какие суперсилы и способности нужны для того, чтобы справиться с экстремальными условиями под землей — отсутствием света, высокой температурой, давлением, а еще изучали рыб, которые живут на самых больших глубинах океана. Так и придумали собственных подземных рыб!

  • «Термальный курорт будущего»
    бумага, маркеры
    Горячие источники в Тюменской области нашли нефтяники, когда пробурили разведочную скважину и вместо нефти из нее вырвался столб горячей морской воды. Температура воды составляет 45-50 градусов. Под плотным слоем глины вода не может прорваться наверх. Поэтому, чтобы вывести воду на поверхность, нужно пробурить скважину и вмонтировать трубы к бассейну. В Тюменской области более 20 термальных курортов. В 2020 году Тюмень официально признана столицей термальных вод России. Скоро в городе появится большой термальный курорт «Жемчужина Сибири» с крытым всесезонным лыжным тоннелем и развлекательным центром. Для гостей построят десятки отелей, зоны агротуризма и медицинской реабилитации.

    Мы предложили детям создать план термального курорта мечты. К созданию проекта дети подошли очень ответственно. Во-первых, команды юных проектировщиков обсуждали, как строятся такого рода курорты, как проводятся социальные исследования, как архитекторы учитывают региональный компонент и почему архитектура — это больше, чем внешний вид здания. Во-вторых, дети представляли, что будет важным на отдыхе не только для них, но и для взрослых. Приехали бы к нам расслабиться?
художники
Агата Прокопьева, Агния Алалыкина, Агния Фролова, Адель Гатауллина, Александра Горшкалева, Александра Лобовская, Алексей Скворцов, Алиса Сидорова, Альфия Ахмадиева, Амелия Каляшина, Амир Кадыров, Анастасия Шарий, Андрей Сорокин, Анна Мазурова, Анна Тарасенко, Анна Чура, Арина Пронькина, Артём Рычков, Ася Якимова, Ваня Еременко, Ваня Янчук, Варвара Казакова, Василиса Винидиктова, Вера Еременко, Виктория Захарова, Глеб Губкин, Гордей Вишняков, Давид Лысков,Данил Стариков, Дарья Казакова, Даша Матвеичева, Даша Полуэктова, Даша Сорокина, Даша Ускова, Ева Вантаяева, Ева Вантяева, Ева Голянская, Ева Дручек, Ева Тарасенко, Евгения Галямшина, Егор Гордиевских, Егор Прутов, Есения Башева, Есения Карнаухова, Закир Хисаметдинов, Захар Рябов, Иван Белявский, Иван Горохов, Иван Тарасов, Илья Верховцев, Ирина Степанова, Катя Маник, Кира Прокопенко, Кирилл Алалыкин, Кирилл Заречук, Кирилл Стариков, Константин Полуэктов, Константин Шарий, Костя Шарий, Ксения Каминская, Полина Куроленко, Лада Рузова, Лев Макуха, Лев Морев, Лёва Антропов, Лиза Дзецеонидзе, Майя Бекшенева, Майя Мартынова, Максим Ким, Максим Сидоров, Максим Шаламов, Мария Коровина, Мария Медведева, Мария Сорокина, Марк Богданов, Марк Тимаев, Марк Шашков, Марсель Амиров, Маруся Степанова, Матвей Заречук, Матвей Маслюк, Матвей Шелпаков, Маша Волкова, Мила Гусакова, Милена Батюкова, Мирон Невструев, Мирослава Ковалева, Михаил Завьялов, Мия Омезова, Надя Карпикова, Ника Русанова, Николь Корикова, Нина Матвеичева, Павел Карцев, Платон Тряпышко, Полина Старикова, Роберт Юсупов, Савва Мясников, Саломея Лыскова, Саша Лобовская, Саша Степанов, Саша Тютюнина, Светлана Аксёнова, Сеня Кармазин, Сергей Заречук, Сережа Ладванов, София Антропова, София Долгушина, София Севастьянова, София Федоровская, Софья Скипина, Степан Дрёмин, Таисия Рыжикова, Тамара Рыжикова, Ульяна Скипина, Филипп Кориков, Филипп Косяк, Фредерика Медведева, Эвелина Фишер, Эмилия Майснер, Юлия Маслюк
кураторы:
Александра Жернова, Софья Воробьева

педагоги:
Гаянэ Петросьянц, Марина Кулакова, Диана Окаева, Дарья Кириллова, Анна Нестеренко, Полина Распопова, Анна Стасюк, Анастасия Первушина, Полина Линг, Виктория Елистратова, Злата Урубкова

менеджер просветительской программы:
Полина Таскаева
PR:
Юлия Киселева, Екатерина Белова, Анастасия Давыдова, Хайдар Фаруков

дизайн:
Александр Княжев

монтаж:
Никита Королев, Глеб Каплунков